вторник, 19 апреля 2016 г.

eLSI. Глава 9. Кто рулит?

В этой части конспекта мы постараемся ответить на принципиально важный вопрос - кто же всё-таки должен руководить прохождением курса: сам ученик или, может быть, разработчик курса или преподаватель?

Давайте для начала определим противоборствующие стороны:
  • В красном углу ринга - обучение под полным контролем со стороны преподавателя, либо с программно-заданной последовательностью прохождения, если мы говорим об асинхронном обучении. Ученик в данном случае находится в положении угнетённого и бесправного - он должен строго выполнять те действия, которые ему назначены и именно в той последовательности, которая задана курсом / преподавателем
  • В синем углу ринга - обучение под полным контролем ученика, этакая вольница. Ученик может сам для себя определять какие темы, в какой последовательности проходить, сколько примеров стоит изучить и сколько практических заданий выполнить.

Какую же из этих сторон предпочесть? Прежде чем дать ответ на этот вопрос, давайте вспомним, что обучение - это целенаправленный педагогический процесс. Для того, чтобы он и в жизни был целенаправленным необходимо, чтобы тот, кто управляет обучением, будь то предподаватель или сам ученик были способны:
  • понимать свое текущее положение - свой реальный уровень знаний, и
  • понимать куда двигаться и отслеживать свой прогресс, чтобы быть точно уверенным, что путь верен
С преподавателем и курсом в этом отношении всё понятно, в идеале они должны соответствовать этим условиям. А вот как обстоят дела у учеников? К сожалению, исследования говорят нам о том, что учеников с выполнением этих требований туговато.

Исследования ( Stone, 2000; Glenberg, Sanochi, Epshtein and Morris (1987); Eva, Cunnington, Reiter, Keane, and Norman (2004) и др.) говорят о том, что расхождение между собственной оценкой своих знаний учеником и реальным состоянием дел в лучшем случае составляет +- 30-40%, что не лезет ни в какие ворота.

Хорошо, но может ученики хотя бы могут самостоятельно понять, какой метод обучения им подходит лучше? Но и тут промах.

Исследования ( Sitzmann, Brown, Casper, Ely, and Zimmerman (2008); Schnackenberg, Sullivan, Leader, and Jones (1998) говорят о том, что зависимость между тем, что ученик считает эффективным обучением, и тем, что является эффективным на самом деле очень мала. Liking is not the same as learning, подводят итог исследователи.

Проблема с неправильной оценкой ситуации и способов обучения кроется, по мнению учёных, в слабых метакогнитивных навыках учеников - в их способностях наблюдать и оценивать собственное мышление. Но есть хорошая новость - по мере накопления опыта ситуация меняется в лучшую сторону и у обучаемых появляются и навыки планирования, и навыки реальной оценки собственных достижений.

На основании всех этих данных были сформулированы следующие принципы управления обучением в электронном курсе:
  • Принцип 1. Дайте опытным ученикам руководить своим обучением
  • Принцип 2. Важные учебные события должны быть по умолчанию включены в траекторию обучения всех учеников
  • Принцип 3. Разработайте систему адаптивного управления
  • Принцип 4. Дайте ученикам возможность управлять скоростью подачи материала
  • Принцип 5. Предоставьте ученикам помощь в навигации по гипер-медиа среде
Как водится, разберём принципы подробнее.

Принцип 1. Дайте опытным ученикам руководить своим обучением

Как мы уже говорили выше, новички в предмете обучения и ученики с низким уровнем метокогнитивных навыков тоже любят полностью управлять ходом обучения, но совсем не умеют этого делать. И для их же собственного блага лучше, если они будут проходить курс по заданной программой траектории, особенно это справедливо для сложных тем.

А вот предоставить ученикам самостоятельно руководить обучением можно в следующих случаях:
  • У ученика уже есть неплохие знания о предмете обучения или навыки, отрабатываемые на тренинге
  • Если конкретное занятие - наиболее сложное во всём курсе
  • Ученик обладает неплохими метокогнитивными навыками
  • Курс достаточно простой

В доказательство справедливости этого принципа приводятся результаты пары исследований:
В первом исследовании (Gay (1986) одной группе учеников дали возможность управлять:
  • последовательностью изучения тем внутри курса
  • формой подачи материала (видео, аудио, графика, текст)
  • количеством примеров
  • количеством практики
Другая группа имела возможность управлять только скоростью подачи материала. Результаты можно посмотреть на рисунке ниже


По форме проведения второе исследование( Young (1996) мало отличалось от первого. Одной группе позволили самостоятельно определять объем изучаемой теории, примеров и практики, в то время как вторая группа прошла курс от начала до конца. А вот и результаты контрольного тестирования:
Управление со стороны ученика Управление со стороны курса
Низкий уровень метакогнитивных навыков 20% правильных ответов 79% правильных ответов
Высокий уровень метакогнитивных навыков 60% правильных ответов 82% правильных ответов

 

Принцип 2. Важные учебные события должны быть по умолчанию включены в траекторию обучения всех учеников

Если вы выбрали вариант построения курса, в котором ученик сам может управлять последовательностью учебных событий, то сделайте так, чтобы все траектории курса вели ученика через самые важные события принудительно. Если он захочет пропустить практику, то пусть сделает это осмысленно.

Принцип 3. Разработайте систему адаптивного управления

У асинхронного обучения есть одна интересная особенность - оно даёт возможность подстраивать курс под потребности каждого ученика. В данном случае мы будем говорить об адаптивном управлении - автоматическом изменении уровня сложности и количества вспомогательной информации в курсе, которые привязаны к результатам прохождения учениками контрольных заданий.

В самом простом случае это выглядит следующим образом: Если ученик правильно отвечает на 100% контрольных вопросов, то курс направляет его на траекторию повышенной сложности, если ученик отвечает на 50% вопросов или менее - то его траектория обучения будет включать или задания попроще, или дополнительную разъясняющую информацию.

Адаптивное управление требует иных подходов к оценке результатов ученика. Один из таких "иных" - метод динамического контроля, названный Быстрой проверкой(Rapid verification), другой - самопроверка.

Быстрая проверка

Суть метода такова:
Шаг 1. Разбиваем процедуру выполнения контрольного задания на последовательность независимых шагов/этапов
Шаг 2. Для каждого этапа даём один правильный и 2-3 неправильных варианта действий
Шаг 3. Ставим перед учеником исходную проблему и даём ограниченное время на её выполнение
Шаг 4. Показываем ученику по одному варианту действий за раз и просим его оценить его правильность


Шаг 5. На основании результатов быстрой проверки подбираем уровень сложности и количество вспомогательного материала

Самопроверка

Метод самопроверки тесно связан с методом "переработанных примеров", о котором я писал в одной из предыдущих частей конспекта. Если вы помните, то там говорилось о том, что стоит организовать плавный переход от демонстрации примеров к практике по следующей схеме:

Суть метода "самопроверка" заключается в том, что вы анализируете результаты ответов в процессе перехода от примеров к практике и не усложняете задачу, то есть не требуете от ученика выполнять больше операций, пока он не станет справляться с предыдущим уровнем сложности. То есть схема будет выглядеть следующим образом:

Принцип 4. Дайте ученикам возможность управлять скоростью подачи материала

Этот принцип в описании не нуждается. Просто дайте ученикам возможность переходить к следующей части курса, когда они сами решат, что с предыдущей они уже разобрались.

Принцип 5. Предоставьте ученикам помощь в навигации по гипер-медиа среде

Сделайте так, чтобы ученик точно понимал, в какой части курса он сейчас находится, сколько он уже прошёл, и сколько ещё осталось. Для этого все средства хороши. Подойдут заголовки, вводные разделы, меню и карты курса.

Осторожно используйте гиперссылки, особенно в курсах, рассчитанных на новичков. Ссылки часто воспринимаются как нечто необязательное и игнорируются.

Пара слов о картах курса.

Карты особенно важны для новичков. Они помогают понять структуру контента, увидеть полную картину предметной области и определить место конкретной информации в общей системе. Лучше всего использовать в качестве карты простую иерархическую структуру(на иллюстрации под пунктом a).