четверг, 14 апреля 2016 г.

eLSI. Глава 8. Упорядоченная полемика


Упорядоченная полемика - это методология аргументации собственной позиции, придуманная Johnson and Johnson в 1992 году.
Согласно Johnson and Johnson процесс формирования позиции включает следующие этапы:
  1. Определение противоречия или констатация теории, подтверждённой доказательствами
  2. Констатация альтернативных теорий
  3. Опровержение альтернативных теорий
  4. Выдвижение контр-аргументов к основной теории и их опровержение

Ниже описан один из способов работы с упорядоченной полемикой:


Ученики разбиты по группам из 4х человек.

Этап 1. Группе даётся проблема, которую можно решить 2мя разными способами, или утверждение, к которому можно относиться положительно и отрицательно.

Этап 2. Группа делится 2 части - одни будут выступать "За", другие - "Против". И каждая из групп пытается сформулировать свою позицию по этому вопросу, подбирая факты и доказательства. После чего группы озвучивают свои аргументы, меняются местами и всё повторяется заново

Этап 3. Группы вновь объединяются и пытаются сформировать единое решение на основе высказанных позиций сторон.

Использование упорядоченной полемики даёт прирост эффективности обучения на 42-77%

Авторы исследования рекомендуют соблюдать следующие правила:
  1. Поощрять сотрудничество, в котором главная цель - понять точку зрения другой группы и с её помощью решить общую задачу
  2. В группах должны быть ученики с разным уровнем знаний и способностей
  3. Обеспечить доступ ко всей необходимой информации о проблеме
  4. Управлять конфликтами
  5. Фокусировать общение группы на рациональных аргументах.

Возможности онлайн-среды могут даже усилить эффект за счёт использования синхронных и асинхронных инструментов. Так, разработка собственных позиций может выполняться асинхронно, а обсуждение - быть организовано при помощи дискуссии в формате вебинара или конференции в виртуальности. Итоговый документ может рождаться при помощи инструментов, заточенных под совместную работу - GoogleDocs или Wiki.
Стоит отметить, что подобное общение - это тоже навык, которым ученики могут изначально и не обладать. Schworm и Renke в 2007 году отметили, что для решения этой проблемы неплохо подходит демонстрация правильного хода дискуссии.