четверг, 21 апреля 2016 г.

eLSI. Глава 10. Развитие мыслительных навыков

Можно ли при помощи eLearning не просто научить кого-то что-то делать, но и научить лучше соображать? Под "лучше соображать" авторы понимают развитие 3 видов мыслительных навыков:
  • креативного мышления - создания новых продуктов и идей
  • критического мышления - оценки продуктов и идей
  • метакогнитивных навыков - способности анализировать свои мыслительные процессы и управлять позновательной деятельностью
Возможно ли это?

Исследования (Mayer (2008), Ritchhart and Perkins (2005), and Scott, Leritz, and Mumford (2004) говорят о том, что это вполне возможно. Они также выделяют несколько качеств таких учебных программ:
  • фокус на малом количестве навыков, каждый из которых должен быть детально проработан и в подробностях описан
  • контекст отработки навыков максимально отражает реальную рабочую обстановку
  • используются стратегии социального обучения - наставничество и совместная работа
На основании этих и других исследований авторы книги сформулировали несколько принципов разработки программ, нацеленных на развитие мышления:
  • Принцип 1. Фокусируйтесь на специфичных для определённой деятельности когнитивных и метакогнитивных навыках
  • Принцип 2. Постройте курс по принципу "От общего к частному"
  • Принцип 3. Сделайте мыслительный процесс прозрачным и ясно-определённым
  • Принцип 4. Определите специфичные для конкретной деятельности мыслительные процессы

Принцип 1. Фокусируйтесь на специфичных для определённой деятельности когнитивных и метакогнитивных навыках

Невозможно сделать курс, который бы научил мыслить "вообще" - решать нестандартные задачи вне зависимости от сферы деятельности. Курс по общим принципам мышления может быть полезен как составная часть набора с более специфичным содержанием, но сам по себе - вряд ли. А всё потому, что слишком далеки общие принципы мышления от конкретной ситуации - их надо ещё суметь правильно перенести и применить. Поэтому изначально определите когнитивные навыки, которые требуются в конкретной ситуации, и работайте над ними.

Принцип 2. Постройте курс по принципу "От общего к частному"

Есть две стратегии изучения нового материала: "От частного к общему" и "От общего к частному". Если весь материал разбит на отдельные блоки, в которых, как правило, сначала даётся теория, а потом - практика и обратная связь, то этот курс можно смело отнести к лагерю "От частного к общему".

Дизайн "От общего к частному" выглядит иначе. В начале занятия мы ставим перед учеником проблему, которую нам надо решить. Все остальное время ученик приобретает новые знания и навыки, объединяя которые он постепенно приходит к решению проблемы. Движение "От общего к частному" - это одна из форм управляемого исследования, которая, благодаря реалистичности контекста и задач, отлично подходит для развития мышления.

Особенности дизайна "От общего к частному":
  1. Проблемо-ориентированность. Весь курс построен вокруг решения конкретной проблемы, которая вполне может иметь место в рабочей обстановке. Проблема в данном случае - это контекст всего курса.
  2. Управляемое обучение. Поиск правильного решения проблемы может быть утомительным и даже непосильным для некоторых учеников. Поэтому обязательно продумайте инструменты руководства обучением и помощи. Усложняйте задачи и снижайте количество подсказок постепенно
  3. Обучение, побуждающее к действиям. Ученики могут быть свободны в действиях и решениях - они могут попробовать несколько подходов к задаче и самостоятельно выносить вердикт. Обратная связь может быть "отложенной", то есть даваться не после каждого действия, а после окончательного решения. А во-вторых, она может быть "внутренней, то есть не указывать правильно или неправильно решена задача, а просто описывать ситуацию, которая сложилась в результате действий ученика. А уже сам ученик для себя решает, правильно он поступил или нет.
Исследования показывают, что подобные курсы подходят не для всех и не всегда. Хорошие результаты они дают для:
  • учеников, уже имеющих определённый опыт, которых сложно "перегрузить" новым материалом
  • обучения мягким навыкам, где требуется более гибкая ментальная модель

Принцип 3. Сделайте мыслительный процесс прозрачным и ясно-определённым

Учите метакогнитивным навыкам
Бытует распространённое мнение, что эксперт отличается от новичка тем, что знает больше, гораздо больше. Между тем, это мнение не соответствует действительности. Разница между экспертом и новичком не столько в количестве знаний, сколько в качестве мышления. Эксперт мыслит иначе.

Alan Schoenfeld - один из учёных, кто всерьёз обратился к этой проблеме. Он заметил, что его ученики часто решают математические задачи "в лоб", не задумываясь о том, какой способ был бы самым эффективным. Подход же экспертов к решению проблем кардинально другой - он заключается в цикличном повторении этапов планирования, выполнения и оценки решения. Более ясно это показано на диаграмме ниже:


Когда была найдена проблема, нашлось и решение. Если ученики не размышляют над проблемой "про себя", значит стоит организовать рабочую среду таким образом, чтобы им приходилось размышлять "в слух", пытаясь объяснить отдельные аспекты решения другим людям. В подходе Schoenfeld-а эта задача решалась за счёт работы в группе, участники которой должны были обсуждать ход процесса.

В e-learning авторы рекомендуют воспользоваться следующими рекомендациями:
  • Заинтересуйте учеников моделью решения проблем, которую используют эксперты
  • Помимо собственно решения проблемы добавьте в курс учебные события, которые бы требовали от учеников в явном виде осмысливать и аргументировать ход своих мыслей и действий
  • Покажите ученикам, как в конкретной ситуации думает профессионал, как он принимает решения, что он при этом учитывает и на что опирается
  • Лучше сначала объяснить ход мыслей эксперта, а затем показывать, каким образом его умозаключения влияют на его поступки
  • Поощряйте учеников обдумывать их собственный мыслительный процесс

Поощряйте активное изучение экспертного мышления

(Van Gog, Sluijsmans, Joosten-ten Brinke, and Prins (2010). Хорошие результаты показал курс, построенный следующим образом:
  1. Ученики изучали запись действий эксперта и фиксировали основные его действия
  2. Тоже самое видео демонстрировалось ещё раз, но теперь ученики должны были дать оценку действиям эксперта
  3. Ученикам демонстрировалась запись действий эксперта в схожей ситуации, но теперь они должны были предсказывать его действия.
  4. Ученик должен был выполнить своё практическое задание, похожее на демонстрационное.

Принцип 4. Определите специфичные для конкретной деятельности мыслительные процессы

Для того, чтобы провести тщательный анализ рабочей деятельности и определить мыслительные навыки и сценарии, которые:
  • необходимо отрабатывать в процессе обучения
  • используют в своей работе эксперты
вам потребуются поработать "в поле" вместе с экспертами. Для того, чтобы выудить знания из экспертов вам помогут специальные техники когнитивного анализа (cognitive task analysis - CTA). Описание нескольких техник приведено ниже:
Название Описание Преимущества и недостатки
Сопутствующее объяснение эксперт объясняет свои действия и решения непосредственно в процессе работы над задачей
  • Не подходит для навыков, связанных с общением, например, продаж
  • Назойливый способ
  • Может дать большое количество полезного материала
Ретроспективный опрос Эксперт объясняет свои действия сразу или спустя незначительное время после завершения работы
  • Приходится полагаться на память эксперта
  • Ненавязчивый и не раздражающий способ
Подкреплённый ретроспективный опрос Эксперт объясняет свои решения и поступки при просмотре записи выполнения им задачи
  • Даёт помощь для вспоминания
  • Назойливый способ
Метод критических решений Эксперт рассказывает о своём предыдущем опыте, о том как он поступал в различных ситуациях. Исследовательские вопросы задаются в ходе нескольких интревью
  • Приходится полагаться на память
  • Ненавязчивый и нераздражающий способ
Структурированное интервью с экспертом Несколько экспертов независимо друг от друга описывают решение трех проблем разного уровня сложности, выделяют факторы, которые оказывают влияние на сложность задач. После чего проводит общая встреча, где эксперты обсуждают свои выводы и формируют единый подход
  • Приходится полагаться на память
  • Задействуют несколько уровней экспертизы
  • Ненавязчивый и нераздражающий способ

После когнитивного анализа вы должны получить:
  • сценарии решения проблем
  • критерии, определяющие сложность задач
  • необходимые инструменты и ресурсы
  • альтернативные подходы к решению и их обоснование