вторник, 16 сентября 2014 г.

eLSI. Глава 5. Мультимедия. Принципы персонализации, разделения на части и предварительного обучения

Третья часть описания принципов мультимедиа.
Первая часть - ссылка
Вторая часть - ссылка

Принцип персонализации

Принцип персонализации говорит о том, что в курсе стоит использовать текст в разговорном стиле, дружелюбный голос для аудио, а также виртуальных персонажей. Все это позволяет ученику воспринимать курс не только как набор информации, но и как собеседника. А ощущение социального присутствия, в свою очередь, заставляет учеников тщательнее изучать материал.  

Используйте разговорный стиль речи

Текст курса часто пишется в формальном стиле, и автор, в этом случае, остается как бы за сценой: он ничего не рассказывает ни о своих идеях, ни о собственных акцентах. В этом случае, текст воспринимается как информация, не вызывает никаких эмоций и переживаний.

Эффективный способ оживить текст - написать его от лица конкретного человека, используя разговорный стиль изложения. Курс с таким текстом уже не будет восприниматься, как сухой справочник, он обретет человеческие черты и станет восприниматься, как реальный собеседник.

Важно, конечно, чувствовать тонкую грань, за которой чрезмерное использование разговорного стиля станет вредить больше, чем помогать.

Формальный стиль:
 Курс предназначен для изучения влияния окружающей среды на развитие растений. Цель обучения: определять возможность выживания растения в различных условиях окружающей среды, исходя из устройства корневой системы, стеблей и листьев растения

Разговорный стиль:
Вы начинаете путешествие по разным уголкам нашей планеты. Вам предстоит провести исследование и понять, какое влияние оказывают разные климатические условия на растения, их корневую систему, стебли и листья. Какие виды растений наиболее приспособлены к различным условиям и почему

Для аудио-речи есть некоторые особенности:
  • Во-первых, желательно, чтобы она была записана живым диктором, а не создана при помощи генератора речи. Важно также, чтобы у диктора не было акцента.
  • Во-вторых, как мужчины так и женщины лучше воспринимают информацию на гуманитарные темы, если ее произносит женщина, а на технические - мужчина. Хотя курсы по математике воспринимались лучше в женском исполнении.
Как для печатного, так и для аудио-текста важно, чтобы обращение к ученикам со стороны курса было вежливым. Чем меньше ученик имеет опыта в теме обучения, тем более он чувствителен к вежливым репликам.

Добавьте педагогического агента

Еще одним важным положением принципа персонализации, которому стоит уделить отдельное внимание, является рекомендация по использованию педагогических агентов - виртуальных персонажей, выполняющих роль учителя и помогающих учащимся в прохождении курса.
Важный вопрос - как должны выглядеть агенты? Обязательно ли они должны выглядеть, как люди?
Или могут выглядеть иначе? Вот например, у компании Microsoft в предыдущих версиях Office прыгали и всячески помогали в работе вот такие персонажи:

Ответ: Как показывают исследования, особой разницы между такими агентами нет, но важно, чтобы они вели себя, как люди - двигались, разговаривали и т.д.
И, конечно же, агент должен выполнять определенную педагогическую функцию, а не просто развлекать слушателей. Он может, например, объяснять что-либо, или давать обратную связь. К общению с агентом применимы все принципы, которые мы уже рассматривали ранее:
  • желательно, чтобы его речь передавалась звуком, а не текстом
  • желателен разговорный стиль речи, а не формальный
  • записанная живым диктором речь предпочтительней, чем сгенерированная компьютером
  • важно, чтобы агент помогал обучаемому, давая подсказки, советы и пояснения. Если он просто присутствует на экране, не выполняя никакой педагогической функции - он бесполезен и подлежит уничтожению)

Сделайте автора видимым

Зачастую, текст электронного курса не только написан в формальном стиле, но и не содержит никакой информации об авторе. Из-за этого теряется хорошая возможность сделать курс еще эффективнее и приятнее для пользователя. Когда за текстом можно разглядеть живого человека, его мнение и отношение к чему-либо, информацию о его личности и биографии, то текст воспринимается совершенно иначе, а прохождение курса все больше становится похоже на общение с реальным человеком. Что положительно сказывается и на результатах.

Невидимый автор:
Еще одним примером научного подхода Ричарда Мейера к написанию статей может служить его труд: "Мультимедиа обучение: Правильные ли вопросы мы задаем?". В этой работе Мейер показывает, что:
  1. Обучение при помощи мультимедиа эффективнее, чем без нее 
  2. Методы обучения, объединяющие вербальное и визуальное объяснения эффективнее тех, что приводят их по отдельности 
  3. Эффект от этих правил тем сильнее, чем меньше учащийся знаком с изучаемой темой
Видимый автор:
 
Итервью с Ричардом Мейером
- Над чем вы работаете в данный момент?
- Последние десять лет мои коллеги из университета Санта-Барбары и я изучаем обучение при помощи мультимедиа. В особенности нас интересуют условия, при которых такое обучение приносит максимальную пользу. И, конечно же, мы пытаемся научно обосновать наши наблюдения. Например, мы обнаружили, что сопровождение анимаций и видео-роликов аудио-комментариями улучшает понимание материала, после чего нам удалось сформулировать 6 основных принципов объединения графики и вербальной информации...

(Кладезь примеров принципа персонализации - книги по программированию серии O'Reilly Head First)

Исследования показывают, что использование разговорного стиля речи вместо формального дает прирост в эффективности на 20-46%.

Принцип разделения на части и предварительного обучения

В этом разделе мы поговорим о двух основных техниках управления информацией, которые особенно важны при изучении сложного материала:
  • Сегментации - разделении информации на самостоятельные легкоусваеваемые части;
  • Предварительной подготовке - вынесении части информации за рамки курса, для того, чтобы обучаемые имели возможность заранее ознакомиться с ней и подойти к курсу "во всеоружии".
 

Сегментация

Информацию лучше разбивать на небольшие законченные куски. Их проще понять и запомнить, нет необходимости выискивать в большом объеме информации крупинки смысла и удерживать их в памяти до тех пор, пока не сложится четкая картина. В результате появляется возможность избежать когнитивной перегрузки.

На экране одновременно должны показываться только элементы, которые составляют законченный смысловой кусок, включающий в себя 1 -3 шага процедуры или процесса или описание 1-3 основных отношений между объектами. А переход от экрана к экрану должен осуществляться самим учеником, по мере усвоения каждого из кусков информации, давая ему, таким образом, возможность регулировать скорость прохождения курса.

Предварительное обучение

Принцип предварительного обучения говорит о том, что ученики должны заранее изучить основные названия, характеристики и идеи, на которых базируется материал курса. По сути, этот принцип позволяет понизить сложность информации в курсе, за счет уменьшения количества новой и незнакомой информации. Если ученик заранее ознакомился с основными положениями, он уже не станет тратить внимание для их изучения в дальнейшем. Кроме того, этот принцип позволит адаптировать курс для учеников с разными начальными знаниями. Новички получают возможность ознакомится с базовой информацией заранее, после чего изучить основной материал на равных условиях с остальными.

Поэтому автору курса желательно внимательно изучить учебный материал, и если материал сложный - определить те идеи, названия и характеристики, которые учащимся стоит изучить заранее. После чего, вынести их за пределы курса и предложить ученикам выучить их до того, как они приступят к курсу.