четверг, 11 сентября 2014 г.

eLSI. Глава 4. Мультимедия. Принципы избыточности и обоснованности


Продолжаем описание принципов мультимедиа. Начало - в предыдущем посте.

Принцип избыточности 

Графика должна сопровождаться пояснениями либо в текстовой форме, либо в аудио-варианте, но не в двух форматах одновременно.
Избыточность информации в данном случае - это чтение диктором текста, который, и без того, написан на слайде. Никакого положительного эффекта избыточность не дает, а навредить может - пользователь будет тратить свое внимание на совершенно ненужную активность - сравнение печатного и аудио-вариантов текста. Как результат - утомляемость и снижение качества усвоения материала.

По данным исследований, результаты обучения в группах с дублированием информации оказались в среднем на 40-70% ниже результатов контрольной группы, которая получала пояснения к анимации только в одном формате - при помощи аудио. 
Справедливости ради стоит отметить, что в некоторых случаях совместное использование разных форматов текста все же имеет смысл, например, если печатный текст не полностью повторяет аудио-вариант, а содержит только ключевые моменты, необходимые для понимания. Или при изучении иностранных языков, когда пользователь читает текст и тут же слушает его в правильном произношении.

Принцип обоснованности

Лишний материал не помогает учению, а вредит ему.
Возможно самый ценный совет этой книги - Удалите из курса всю лишнюю информацию!

Под лишним понимается материал, который напрямую не способствует достижению целей обучения. Mayer и Moreno даже придумали специальный термин - "прополка", то есть тщательное удаление из курса ненужного мусора, вплоть до отдельных слов и звуков, не говоря уже и о графике.

В качестве примера: многие разработчики часто пытаются искусственно украсить курс, используя различные развлекательные или мотивирующие элементы, драматические истории, фоновые картинки или музыку. Совет авторов книги - выбросить это все. Каждый элемент курса, каждое слово и каждый символ должны работать на достижение учебной цели, все, что не способствует - вредит, а значит, в топку.

А как же различные значки, анекдоты, картинки с котятами, спросите вы? Ведь существуют теории, которые говорят о том, что положительные эмоции способствуют более тщательному и вдумчивому изучению материала! Да, такие теории действительно существуют, мало того, во многих учебных курсах дополнительные звуки, например, используются для привлечения и удержания внимания учеников. Многие учебные игры, например, также имеют музыкальное сопровождение. Но соль в том, что эффективность таких решений не доказана, в то время как вред от их использования может быть существенным - цифры будут чуть позже.

В 1913 году Джон Дьюи выразил свое отношение к добавлению развлекательных элементов к скучным занятиям следующим образом:
“When things have to be made interesting, it is because interest itself is wanting. Moreover, the phrase is a misnomer. The thing, the object, is no more interesting than it was before”
("Если нам надо сделать вещь интересней, значит нам необходим интерес сам по себе. Но, ведь, это - ошибка. Сама вещь, предмет [обучения], от этого интересней не станет."). 
Иными словами мы можем сделать интереснее процесс обучения, но скажется ли это на интересе к предмету обучения?

Принцип обоснованности. Аудио

Результаты исследований показывают, что лучше избегать использования в курсах фоновой музыки или звуков, например, звуков природы, окружающей обстановки и т.д. И тем более не стоит ее использовать во время демонстрации основной информации курса или выполнения сложных задач. В этих случаях звуки и музыка являются отвлекающими факторами и могут привести к когнитивной перегрузке. (кто пробовал печатать на телефонной клавиатуре с включенным звуком нажатия клавиш, тот поймет... прим. Я.Д.)

Сравнение двух групп обучаемых показало, что в группе, проходящей обучение по курсам без фоновых звуков, успеваемость была на 20 - 67% выше.

 

Принцип обоснованности. Графика

Как и в случае с аудио, любая графика должна быть к месту и способствовать достижению учебной цели. Все лишнее следует удалить.
Мало того, к разработке анимаций и иллюстраций тоже стоит подходить с максимальной тщательностью: 
  • Спецэффекты, множество мелькающих элементов и очень быструю подачу информации в видео роликах стоит оставить для рекламных целей, в учебном контенте все это будет сильно мешать и отвлекать
  • Даже красочным иллюстрациям, в некоторых случаях стоит предпочесть схематичные изображения. 
Например, для объяснения работы сердца гораздо понятнее иллюстрация а), чем иллюстрация b):

Или, еще один пример из жизни - отвлекающие элементы, не несущие важной смысловой нагрузки лучше убрать, либо максимально перенести акцент на важные элементы. Сравните иллюстрации ниже. Какая из них, на ваш взгляд, предпочтительнее в учебных целях?А в рекламных?

 

Принцип обоснованности. Текст

Четкий, простой и лаконичный текст усваивается лучше, чем сложный, выразительный, образный и красочный. Кроме того, следует избегать добавления текста: 
  • с развлекательной целью
  • для дополнительного разъяснения материала, и даже 
  • для более подробного изложения технических подробностей
Исследования говорят, что курсы без лишнего текста эффективнее на 34%, чем курсы с добавлением развлекательного текста (анекдотов, шуток и т.д.) и на 15% эффективнее курсов с дополнительными техническими подробностями.